8 915-737-76-29

                

Путешествие по заповедным местам Псковской губернии.

Такой тур рекомендуем для тех кто хочет увидеть все и сразу.Программа тура очень насыщенная и требует от туриста определенной выносливости.  В результате Вы получите массу положительных впечатлений!!! Итак начнем.

Первая остановка в Пушкинских Горах. Музей-заповедник,в котором каждое дерево,каждый пригорок и извилистость речки Сороть  напоминает о Пушкине. В каждое время года эти места красивы по своему. Ну очень фотогеничные. Убедитесь сами.

Памятник Пушкину.

Конечно же первое, что нужно сделать в Пушкинских Горах,это посетить могилу поэта в Святогорском монастыре.

И Святогорский монастырь тоже заслуживает внимания.

Рядом с могилой Пушкина,фамильное  кладбище Ганнибалов-Пушкиных.

 Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по приказу Ивана Грозного,псковским  наместником князем Юрием Токмаковым в 1569 году.. По преданию на Синичьей горе местному пастушку Тимофею были явлены  чудотворные иконы Божьей Матери и после этого гору стали называть Святой.

В первый год Великой Отечественной войны наши войска, отступая, старались оставить в Святогорском монастыре все как есть, ничем не нарушая его исторического облика. Немцы же, по прошествии некоторого времени, очень кощунственно отнеслись к русским национальным и культурно-религиозным святыням. Во первых, в июле 1941 года была произведена бомбардировка монастыря с воздуха немецкой авиацией; во вторых, в марте1943 года, по свидетельству священника Иоанна Дмитриева немецкие оккупанты дважды подрывали Успенский собор. В результате рухнула колокольня, и древний большой колокол был разбит и развалился на куски. Его большой фрагмент стоит ныне у подножия Святой горы в Успенском монастыре. 

Отходя немецкие оккупанты хорошо заминировали здания монастыря и могилу-склеп А.С. Пушкина. Советским саперам пришлось изрядно поработать, чтобы все постройки  и святыня каждого русского человека – могила Великого Поэта, уцелели от разрушительной взрывчатки. При разминировании несколько саперов погибли. В июле  2014 г. на территории Святогорского монастыря была установлена памятная доска, рядом с каменной лестницей справа, при подъеме лестничного марша к Успенскому собору. 

Отправляемся в Тригорское.

Усадьба и парк находятся на одном из трех холмовречки Сороти. Отсюда и название- Три горы.

В Пушкинские времена здесь жили ближайшие соседи и дальние родственники поэта Осиповы-Вульф.

После посещения дома-музея прогулка по парку.

В романе "Евгений Онегин" многое буквально списано с обитателей дома.

Гуляя по парку можно увидеть скамейку Татьяны и Онегина.

Невдалеке от дома-музея  на высоком каменном фундаменте во времена Пушкина стояла баня, в которой неоднократно ночевал поэт и проводил замечательное время летом 1826 года в компании своих приятелей Н.М. Языкова и А.Н. Вульфа. Узнав рецепт приготовления "жженки" мы идем дальшеДорожка от баньки ведет к «зеленому залу» (месту для танцев тригорской молодежи).

Мимо каскада парковых прудов.

От поворота с большой аллеи на утреннюю прогулочную дорожку растет "ель-шатер" (подсадка на месте утраченного мемориального дерева), которая была украшением парка и под ней можно было спастись в самый сильный дождь.

Далее дорожка ведет к «солнечным часам», одной из самых интересных "затей" парка. Тень от гномона, установленного в центре дернового круга, падает на «часовые» дубы, высаженные по его периметру. В систему солнечных часов входил также и "дуб уединенный", к которому ведет полуденная дорожка. От солнечных часов можно пройти к «аллее Татьяны», своеобразному продолжению въездной однорядовой дубовой аллеи, которая, напротив "дуба уединенного" сменяется близко посаженными липами в "аллее Татьяны".

Дуб "уединенный" Предполагают,что этому дереву около  300 лет. Много ему пришлось повидать на этом свете,но он стоит гордый и раскидистый.

Село Михайловское.

Михайловское - родовое имение матери А.С. Пушкина, его поэтическая родина.

Перед домом-музеем расположен дерновый круг. Липы и вяз в центре круга посажены в 1899 году сыном поэта Г.А. Пушкиным. Ворота напротив дома-музея ведут в парк Михайловского, образец садово-парковой архитектуры конца XVIII - начала XIX вв.. Мемориальная еловая аллея посажена в 1780-х годах дедом А.С. Пушкина О.А. Ганнибалом.

Еловая аллея заканчивается восстановленной часовней Михаила Архангела. Слева от еловой аллеи расположена мемориальная липовая аллея Керн, по которой, по воспоминаниям А.П. Керн, поэт совершил прогулку с ней летом 1825 года. От аллеи Керн дорожка ведет через михайловский сад к «Острову уединения».

Дорожка направо от еловой аллеи ведет к «черному Ганнибалову пруду». В парке Михайловского находятся древние славянские захоронения - курганы V-X веков.

Еловая аллея.Остров Уединения.

Памятник Пушкину в парке Михайловского.

Дуб у Лукоморья,златая цепь на дубе том. Да да,это тот самый дуб в Михайловском.

С околицы Михайловского открывается вид на озера Кучане (Петровское) и Маленец, пойму реки Сороть, «холм лесистый» и Савкину горку - классический русский пейзаж, нашедший отражение в поэзии А.С. Пушкина.

Савкина горка.

Вид на усадбюу Петровское.

Это забы в парке Михайловского.

Вд на мельницу.

Деревня музей Бугрово. 

Мельница водяная,которую запускают для туристов по выходным.

Псков.

В былые времена Псков был полностью окружён крепостными стенами. Часть из них восстановлена в первоначальном виде, от некоторых остались только руины. Но тем не менее, до сих пор почти весь исторический центр находится внутри стен. 

Мирожский монастырь был основан в середине XII века при впадении реки Мирожки в реку Великую. Примерно с тех времён сохранился до наших дней уникальный собор в византийском стиле, украшенный фресками XII века. Остальные постройки относятся к XV-XIX векам. 

Известно, что поселение на месте кремля существовало уже в середине первого тысячелетия. Это было очень удобное место, поскольку впадающая в реку Великую река Пскова образует узкий полуостров, создавая естественную защиту, а возвышенность позволяла видеть врага на расстоянии. Во время крещения Руси, в конце X века Псков уже был достаточно крупным городом и здесь был его политический центр.

    Неизвестно, когда появились первые каменные укрепления, но кремль существовал уже в X веке. Троицкий собор был поначалу деревянным, окружался административными зданиями. Дошедшие до наших дней стены и башни датируются XIV веком. Они имеют толщину от 2,5 до 6 метров и высоту 6-8 метров. Самая толстая и высокая стена - южная ("перси"), поскольку в этом месте кремль не был защищён рекой.

Первый Троицкий собор был деревянным, заложен он ещё княгиней Ольгой до крещения Руси. Следовательно, это был один из первых на Руси храмов. Каменный храм появился в XII веке, а через 200 лет он был заменён огромным собором с 25 престолами, каких ещё не видела русская земля. Нынешний собор является четвёртым, построен в 1699 году.

В кремле можно видеть такие характерные для северо-западных крепостей части, как захаб, позволявший быстро окружить врага, вторгшегося в кремль.

Иконостас в Троицком соборе. Я так и не смогла посчитать сколько ярусов.

Чудо мастерасоздали такую кованую жар-птицу. Она же механическая и двигается

В центре Пскова необычный светофор. Обратите внимание перед переходом красная полоса.Когда загориться зеленый свет,то полоса тоже зажжется зеленым.

ПЕЧОРЫ.

Жизнь в новой обители по преданию началась с отшельничества некоего подвижника, поселившегося в пещере, называемой «Богом зданной пещерой». Кто был этот подвижник? Предание называет его Марком. Когда преподобный Корнилий, исследовавший старину (он писал летопись монастыря), усомнился в правильности этого имени и вычеркнул его из синодика, то он тяжко заболел. Согласно же преданию, Корнилий выздоровел, как только имя Марка было восстановлено в синодике.

Самое открытие Богом зданной пещеры принято относить к концу 14 века (1392 г.?). Однако первый монастырский храм, построенный в 1472 году (1470?) во имя Успения Богородицы (пещерная церковь, дом Богородицы) был освящен в 1473 году при Ионе (в миру Иоанне Шестнике, или пришельце, священнике).

Небольшая экскурсия в пещеры,которую проводит монах.

"Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью".

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.

Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.

Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, "ратных людей" - защитников монастыря.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.

Панихида - одна из заупокойных служб, в переводе с греческого это слово означает "всенощное пение". Панихида содержит моление о прощении грехов и упокоении душ усопших в небесных обителях. Существует благочестивый обычай молиться за панихидой, держа в руках горящую свечу в знамение того, что наши сердца горят верою и любовию ко Господу и мы сами как бы переносимся духом нашим к Царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитают все святые с Господом.

За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей - митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.

Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.

По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение - это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, - это память, соединенная с молитвой.

Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI - начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Большая часть плит в монастырских пещерах - надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать - к Татищевым.

Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.

Пещеры Псково-Печерского монастыря - это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры - это еще и уникальный историко-художественный памятник - некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.

В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.

В храме по правой стороне за мраморной плитой покоятся подвижники XX века - старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко).

ИЗБОРСК

Трудно найти город более древний и более русский, нежели Изборск. Тянущиеся вверх серые свечки башен, надежно связанные воедино периметром крепостных стен из местного плитняка, лишенные вычурности купола церквей и часовенок, неприметные жилища и... неповторимая панорама Изборско-Мальской долины.

По преданию, город был основан Словеном, сыном новгородского князя Гостомысла, и носил имя своего основателя - Словенск. Потом его переименовали в Изборск в честь Избора - сына Словена. Первые поселения славян-кривичей датируются VII-VIII вв., но освоение здешних земель началось раньше. Летописная же история города начинается с 862 года, с призвания на Русь легендарных варяжских князей. «Старый Рюрик седее в Новегороде, а другой Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор», - читаем в «Повести временных лет».

Изборск, ставший пригородом Пскова, первым встречал неприятеля, рвущегося с запада на псковские и новгородские земли. Вся история древнего Изборска, начиная с XI века, - это постоянная и напряженная борьба с агрессивным Тевтонским, а позднее Ливонским орденом. Только за два столетия, с 1030 по 1233 годы, псковские летописцы отметили 20 крупных сражений с вражескими полчищами.

Луковка – самая древняя башня Изборской крепости. Полагают, что она старше даже самих крепостных стен, так как была поставлена во времена еще деревянной крепости. Ее еще называют Куковкой. Это единственная башня, оказавшаяся внутри стен, напоминающая донжон – последнее убежище жителей, в случае захвата города врагами. Но в отличие от донжонов Луковка никогда не использовалась как жилое помещение. Высота стен Луковки 13 м, наружный диаметр у основания – 9,5 м. Боевую характеристику башни составляют четыре яруса бойниц, направленных в разные стороны и приспособленных для применения огнестрельного оружия. Ярусы башни отделялись один от другого деревянными перекрытиями, сообщавшимися между собой люками, к которым были приставлены лестницы. Луковка служила и арсеналом Изборской крепости, находившимся в нижнем ярусе башни, позднее здесь были устроены пороховые склады («зелейная палата»), перекрытые каменным сводом. Путь в арсенал шел через арочный проем, сохранившийся до наших дней. Луковка – не самая высокая башня крепости, но благодаря тому, что построена на высоком холме, она буквально главенствует над крепостью. Не случайно многие годы Луковка использовалась и как сторожевая башня.

К северу от Изборской крепости находится величественный 40-метровый холм, главенствующий над всей Изборско-Мальской окрестностью. Это Труворово городище, место, где начиналась история Изборска - древнейшего города Руси: «Еще бо граду Пскову не сущее, но бяше тогда начальный град во всей стране той завомый Избореск». Природа изрядно потрудилась над тем, чтобы сделать основанный здесь славянами-кривичами город неприступным. С востока городище круто обрывается к Городищенскому озеру, с севера и запада - к глубокому оврагу. С юга изборяне обнесли городище земляным валом подковообразной формы и рвом. По верху установили частокол из толстых дубовых бревен. В XI-XII вв. в Изборске возводится каменная крепостная стена и боевая башня. Не исключено, что это была первая каменная крепость на Руси. Археологи обнаружили потайной лаз, ведущий от башни к подножию оврага. Во время битв и осад изборяне тайно проникали в лагерь противника и, надо думать, причиняли огромный урон врагам. В начале XIV в. городище стало тесным для растущего города. Изборск был перенесен на Жеравью гору, а за опустевшим городищем со временем окончательно закрепилось его нынешнее название – Труворово.

Словенские ключи прекрасно дополняют неповторимую картину здешних мест, это уникальный природный объект Изборско-Мальской долины, притягивающий тысячи паломников. Недаром в XVII веке Изборск называли «городом на ключах». Возраст ключей – несколько тысяч лет. Вода для них собирается на территории в три-четыре километра, затем фильтруется, проходя через мощные слои глины и известняка, и выбрасывается на поверхность (до 4 литров в секунду) в разломе береговой террасы в нескольких сотнях метров от Изборской крепости. 

Ключей очень много, но считается, что их двенадцать, они сливаются в один ручей, называемый «Рекой жизни», и впадают в Городищенское озеро. За ключами издавна слывет слава святых и чудодейственных: один ключ приносит счастье, другой - богатство, третий - любовь и так далее. А еще Словенские ключи называют ключами 12 апостолов. С этим связана одна из легенд. Однажды вода в ключах иссякла. Один благочестивый юноша, незадолго до того потерявший горячо любимую им мать, стал по ночам молиться о ниспослании Изборску воды. Тогда ему было сказано свыше, что если жители города назовут источник в честь Двенадцати апостолов, отслужат, то вода появится вновь.

Это сейчас так выглядят источники. А вот так они выглядели совсем недавно.

И последний пункт нашего путешествия Никандрова Пустынь. Монастырь находиться глубоко в лесу.Это необычное и благодатное место. На территории монастыря находятся пять источников.

Мы приехали туда поздно,поэтому ничего не смогои увидеть. Это замечательный повод вернуться туда.

В ближайшее время приглашаем всех желающих.